Актуальные новости и статьи

Блокировка сайтов: разрешено все, что не запрещено?

В век цифровых технологий информация и ее составляющие являются важным активом для бизнеса. Сама по себе информация не предусмотрена ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации в числе объектов гражданских прав. Однако отдельные сведения могут представлять коммерческую, нематериальную или публичную ценность. Информацию, как таковую, нельзя продать, подарить, внести в уставный капитал, ограничить в использовании без придания формы конкретного объекта гражданских прав и применения режима охраны. Вместе с тем, необходимо правильно использовать и защищать ценную информацию, в т.ч. в сети Интернет.

Так, например, секрет производства (ноу-хау) представляет собой информацию, несущую коммерческую ценность,в силу ее неизвестности третьим лицам. База данных – это совокупность систематизированных материалов (то есть, также информационных единиц), представленных в объективной форме. Изобретение или полезная модель содержат сведения по решению технической задачи. Персональные данные, изображение человека, также включают в себя информацию, но признаются нематериальными благами. Правообладателю важно правильно выбрать режим охраны ценных сведений.

Создавая информационный ресурс для продвижения бизнеса, будь то сайт компании, приложение, телеграм-канал, страница в социальной сети, возникают вопросы относительно содержания контента: какую информацию разместить на нем, что является охраняемым объектом? Как не допустить нарушений законодательства об информации: что можно, а что нельзя делать в сети Интернет? Предлагаем рассмотреть эти вопросы.

Прежде всего, стоит сказать о разграничении публичных и частных интересов, от которых зависят правила и запреты, а также возможные способы защиты права.

Публичные ограничения доступа к информации регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – «Закон об информации»).

На страже соблюдения законодательства в этой области стоит специальный орган – Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), которая может оценивать допустимость и приемлемость информации какого-либо ресурса (в т.ч. сайта, телеграмм-канала, приложения, страницы в социальной сети). Роскомнадзором также ведется Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Этот перечень расположен по адресу в сети: https://eais.rkn.gov.ru/ (далее - Реестр запрещенных сайтов).

Последствием нарушения является ограничение доступа к информации, размещенной на сайте, которое в зависимости от характера нарушения может носить постоянный или временный характер.

По содержанию можно выделить следующие нарушения в цифровом пространстве:

- размещение информации, распространение которой запрещено законом. Последствия нарушения: включение в специальный Реестр запрещенных сайтов и блокировка сайта;

- размещение информации, распространение которой ограничено законом, в т.ч. нарушающей законодательство о персональных данных. Последствия нарушения: блокировка сайта до момента удаления информации, а также включение ресурса в Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных, в случае нарушения законодательства о персональных данных;

- размещение информации, распространяемой с нарушением авторских и (или) смежных прав (за исключением прав на фотографическое произведение и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии). Последствия нарушения: блокировка сайта на основании решения суда, либо временная блокировка на период до 15 дней для подачи иска на основании определения Московского городского суда о принятии предварительных обеспечительных мер в порядке ст. 144.1 ГПК РФ, до предъявления иска;

- размещение информации, распространяемой лицом, признанным иностранным агентом, с нарушением порядка деятельности иностранного агента, например, без указания на соответствующий статус. Последствия нарушения: ограничение Роскомнадзором доступа к информационному ресурсу иностранного агента, на основании вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, об установлении нарушения;

- неоднократное размещение на информационном ресурсе информации, запрещенной или ограниченной к распространению соответствующим Законом (повторные нарушения). Последствия: ограничение доступа на постоянной основе Роскомнадзором, на основании обращения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей.

Согласно источнику «Известия», в 2023 году Генпрокуратура направила в Роскомнадзор свыше 2 тыс. требований о внесудебном ограничении доступа к противоправной информации. В 2022-м цифра была меньше — 1,7 тыс. требований (https://iz.ru/1631829/mariia-frolova/srochnoe-reagirovanie-v-rossii-nachnut-operativno-blokirovat-zapreshchennyi-kontent).

Как поясняли в Роскомнадзоре, для поиска запрещенной информации используется система автоматического поиска противоправного контента — «Окулус», которая в автоматизированном режиме может также выявлять призывы к массовым незаконным мероприятиям, суициду, наркорекламе, пропаганде ЛГБТ и т.д.

Что же можно, а что нельзя в цифровом пространстве?

Существует общее требование о том, чтобы контент информационного ресурса (сайта, приложения, страницы в социальной сети) соответствовал закону, не содержал запрещенной информации, призывов к экстремистским, противоправным действиям, не вызывал вражды, не побуждал к насилию, не нарушал чужих прав. Последствием несоблюдения требований закона может стать включение Интернет-ресурса в Реестр запрещенных сайтов, блокировка Роскомнадзором сайта или приложения (которая может быть постоянной, либо временной, в зависимости от вида нарушения и его устранения владельцем ресурса), привлечение к административной или уголовной ответственности, гражданско-правовая ответственность.

Критерии допустимости той либо иной информации могут быть определены компетентными в конкретной сфере регулирования органами.

Наиболее существенны последствия для владельцев интернет-ресурсов, содержащих запрещенную законом к распространению информацию. Одним из таких последствий является внесение сайта в Реестр запрещенных сайтов на основании:

- решения уполномоченного органа исполнительной власти о том, что ресурс содержит запрещенную к распространению информацию. В зависимости от сферы регулирования (виды нарушения) ими выступают МВД России, ФСБ России, Роспотребнадзор, Роскомнадзор, Росздравнадзор, ФНС России, Росалкогольрегулирования, ФСБ России, Росгвардия, МЧС России, Минобороны России, ФСИН России, Россельхознадзор;

- решения суда общей юрисдикции о блокировке сайта по административному иску прокурора в защиту неопределенного круга лиц в порядке административного судопроизводства;

- постановления судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию.

Кроме внесения в Реестр запрещенных сайтов доступ к информационному ресурсу может быть заблокирован при выявлении запрещенной или ограниченной к распространению законом информации.

Автор статьи: Лидия Брезгулевская
Статьи