Какие публичные ограничения существуют в отношении распространения информации в Интернете?
В цифровом пространстве, как и в публичной сфере, действует принцип: «Разрешено не все, что прямо не запрещено».
Российское законодательство разделяет информацию на запрещенную к распространению и распространяемую с нарушением закона об информации. Для второго варианта последствия менее значительные, чем для первого. Интернет-ресурс не включается в Реестр запрещенных сайтов, блокировка может носить временный характер.
Порядок ограничения доступа к информационному ресурсу (на основании требования Роскомнадзора либо его уведомления и при наличии решения суда) зависит от вида нарушения.
Так в ст. 15.3 Закона об информации содержится перечень информации, которая признается распространяемой с его нарушением.
В нем указаны:
1) информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка;
2) ложные сообщения об актах терроризма и иная недостоверная общественно значимая информация, распространяемая под видом достоверных сообщений;
3) распространяемая под видом достоверных сообщений недостоверная информация, содержащая данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации;
4) информация, содержащая предложение о финансировании противника в условиях вооруженного конфликта;
5) информация, содержащая призывы к введению в отношении Российской Федерации, ее граждан либо российских юридических лиц политических, экономических и (или) иных санкций;
6) информация, содержащая обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности, включая террористическую деятельность;
7) информация, содержащая предложение о приобретении поддельного документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей;
8) информационные материалы иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации или деятельность которой запрещена в России на основании закона;
9) информация, указанная в статье 6.2 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
10) информация об осуществлении сбора пожертвований в связи с совершением централизованными религиозными организациями и религиозными организациями, входящими в их структуру, религиозных обрядов и церемоний в нарушение требований п. 6 ст. 16 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях";
11) сведения, позволяющие получить доступ к указанным материалам в обход ограничений.
Также ограничению подлежит информация, распространяемая с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах (в т.ч. с нарушением изготовления и распространения агитационных материалов). Это может произойти при проведении выборов, как в органы государственной власти, в том числе федеральные, так и в органы местного самоуправления, также при референдуме субъекта Российской Федерации, местных референдумах.
Особенностью нарушений в Интернете в области распространения информации является то, что владелец сайта, получив уведомление о нарушении, должен незамедлительно предпринять меры по его устранению.
Выявив ограниченную к распространению информацию в сети «Интернет», Роскомнадзор направляет оператору связи требование о блокировке сайта (при этом блокировка не производится одновременно), провайдеру хостинга - уведомление о недопустимости информации и предстоящей блокировке.
Провайдер хостинга, в свою очередь, уведомляет владельца сайта о получении соответствующего содержания уведомления от Роскомнадзора.
Как и при выявлении запрещенной к распространению информации, владелец сайта может добровольно такую информацию удалить, в течение суток, с момента получения уведомления, о чем обязан уведомить Роскомнадзор, в том числе электронным способом.
Решение о включении сайта в реестр запрещенных может быть обжаловано его владельцем в суде, в течение трех месяцев со дня принятия решения о включении в реестр.
При установлении неоднократного распространения на одном ресурсе информации, запрещенной или ограниченной к распространению Законом об информации, доступ к этому ресурсу может быть ограничен на постоянной основе Роскомнадзором, на основании обращения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей.
Особое внимание законом уделяется охране персональных данных граждан.
Помимо вышеуказанного, ограничению в доступе подлежит информация, обрабатываемая с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся прямо или косвенно к физическому лицу (субъекту персональных данных).
Сведения, составляющие персональные данные лица, с одной стороны, охраняются гражданским законодательством как нематериальные блага. С другой стороны, публичная сфера регулируется ФЗ от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», ст. 15.5 Закона об информации.
Роскомнадзором ведется автоматизированная информационная система «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных», в который включаются доменные имена и сетевые адреса нарушителей.
Порядок ограничения доступа к сайту, нарушающему сферу законодательства об обработке персональных данных, отличается от обычного ограничения Роскомнадзором доступа к сайту.
Вывод о наличии нарушения является оценочным, ввиду этого факт нарушения порядка обработки персональных данных должен быть установлен судом. Основанием для включения в Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных является вступивший в законную силу судебный акт.
Если лицо полагает, что кто-либо нарушает в сети «Интернет» порядок обработки его персональных данных, например, делает это без должного согласия на их обработку, требуется получить решение суда, устанавливающее нарушение. Следующим этапом является обращение субъекта персональных данных в Роскомнадзор, заполнение специального заявления по форме и приложение к нему судебного акта.
В случае выявления информации, распространяемой с нарушением законодательства в области обработки персональных данных, Роскомнадзор направляет провайдеру хостинга или иному лицу уведомление о нарушении и судебное решение. Последний обязан информировать владельца информационного ресурса, в течение одного рабочего дня, с момента получения уведомления, о необходимости незамедлительно принять меры по устранению нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Если в течение одного рабочего дня владельцем сайта ничего не предпринимается, провайдер хостинга должен принять меры по ограничению доступа к информации и сообщить об этом в Роскомнадзор.
Блокировка информационного ресурса может быть прекращена, при устранении нарушения. Так владелец сайта, провайдер хостинга или оператора связи, после принятия мер по устранению нарушения законодательства Российской Федерации или на основании вступившего в законную силу решения суда, об отмене ранее принятого судебного акта, может обратиться в Роскомнадзор с заявлением об исключении из Реестра нарушителей принадлежащего ему доменного имени, указателя страницы сайта в сети "Интернет" или сетевого адреса.