КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ ПУБЛИЧНЫЕ ЗАПРЕТЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕРНЕТ-СТРАНИЦ?
Наиболее существенным видом нарушения, в рамках рассматриваемой темы, является размещение в сети Интернет информации, запрещенной к распространению законом.
Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности, в т.ч. за нарушения в цифровом пространстве. Ранее мы рассматривали вопрос о возможных основаниях для внесения в Реестр запрещенных сайтов и последующей блокировки Интернет-ресурса.
В статье 15.1 Закона об информации содержится перечень сведений, запрещенных к распространению в сети интернет в Российской Федерации. Как правило, это информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Говоря конкретнее, запрещается размещение на сайте, в телеграмм-канале и социальной сети следующей информации:
- материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, связанных с вовлечением несовершеннолетних в совершение данных преступлений;
- направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий;
- о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;
- о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
- содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, предложение о розничной торговле лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством, в том числе дистанционным способом, лицами, не имеющими лицензии;
- содержащей сведения о лицах, в отношении которых в соответствии с законом обеспечивается конфиденциальность (например, в отношении судей);
- о способах, методах самодельного изготовления взрывчатых веществ и взрывных устройств, о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
- пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, педофилию, смену пола
- о способах, методах обеспечения доступа к информационным ресурсам и (или) информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации.
Также, в п.6 ст. 10 Закона об информации запрещена пропаганда войны, информация, направленная на разжигание национальной, религиозной, расовой ненависти или вражды и иная, за распространение которой может наступить уголовная или административная ответственность.
Актуальным является запрет распространять материалы, производимые и (или) распространяемые лицом, признанным иностранным агентом, в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного ст. 4 Закона об иностранном влиянии, а также информацию о таком виде деятельности, без указания на статус иностранного агента. Иностранные агенты включаются в специальный реестр, предусмотренный ст. 5 этого Закона.
Выявление запрещенной информации приводит к принудительному ограничению в доступе к Интернет ресурсу.
Подобные запреты призваны защитить общество от насилия, незаконной деятельности лиц, склонению к совершению преступлений, разжиганию вражды или ненависти среди групп населения.
Так, например, если в Интернете появляются публикации о возможности изготовить или продать оружие, яды, лекарства лицом без необходимых лицензий, подобный сайт (либо телеграм-канал, социальная сеть) подлежит блокировке и включению в Реестр запрещенных сайтов.
В случае выявления на Интернет ресурсе запрещенной законом к распространению информации, Роскомнадзор предпринимает ряд последовательных мер по ограничению к ней доступа. В данной цепочке задействованы: Роскомнадзор, оператор связи, провайдер хостинга и непосредственно владелец сайта.
Решение о включении сайта в реестр запрещенных может быть обжаловано его владельцем, оператором связи или провайдером хостинга в суде, в течение трех месяцев со дня принятия решения о включении в реестр.
Выявив запрещенную законом информацию, Роскомнадзор направляет оператору связи уведомление о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в Реестр запрещенных сайтов. Оператор связи, в свою очередь, незамедлительно уведомляет провайдера хостинга, а последний – владельца сайта о необходимости удаления Интернет-страницы, что необходимо сделать немедленно.
Если владелец сайта добровольно не удалит запрещенную информацию в течение суток с момента получения уведомления, доступ к ресурсу будет заблокирован принудительно. В случае отказа или бездействия владельца сайта провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет» незамедлительно. Если этого не делает и хостинг-провайдер в течение суток, с момента включения в реестр сетевого адреса, то оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа в сети «Интернет», обязан ограничить доступ к такому сайту.
Ввиду этого рекомендуется незамедлительно удалять сомнительную информацию с сайта, в случае получения уведомления от провайдера хостинга либо оператора связи о блокировке ресурса.
За отказ удалить запрещенный контент владельцем информационных ресурсов, согласно ч. 2 ст.13.41 КоАП РФ,физическим лицам грозит административный штраф от 50 000 до 100 000 руб., а юридическим лицам - штраф в размере до 4 млн. руб.
Сайт может быть исключен из Реестра запрещенных на основании обращения владельца, провайдера хостинга или оператора связи, рассматриваемого в течение трех месяцев. Также, обоснованием для исключения может служить вступившее в законную силу решения суда, содержащее в себе отмену решения Роскомнадзора, по которому Интернет-ресурс был внесен в Реестр запрещенных сайтов.